Если у вас имеется счет, открытый в финансовой организации за пределами РФ, и при этом вы являетесь физическим лицом- валютным резидентом, это статья может быть вам полезна.
Определимся с терминологией. Кто такие валютные резиденты РФ?
Это (ст. 1 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»): а) физические лица, являющиеся гражданамиРоссийской Федерации; б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
Тема это очень обширная и регулярно обновляемая, как поправками в сам 173-ФЗ, так и на уровне подзаконных актов, поэтому в данное статье речь пойдет исключительно об обязанности по уведомлению об иностранном счете и последующей отчетности по нему. Данная обязанность распространяется на лиц, пребывающих на территории РФ более 183 дней в году (то есть, одновременно являющихся налоговыми резидентами РФ). Итак, в течение месяца с момента открытия счета в организации финансового рынка (ОФР), лицо должно направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту жительства (аналогичная обязанность действует в отношении закрытия счета, изменения реквизитов). Обращаю внимание, что в отношении иностранных небанковских счетов, эта обязанность появилась с 01.01.2020, то есть, уведомлять налоговые органы об открытых до 01.01.2020 счетах в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, не являющихся банками, не требуется.
К организациям финансового рынка относятся (ст. 3 ФЗ-222):
Штраф за неподачу уведомления/подачу в неустановленной в форме или с нарушением срока- от 1000 до 5000 рублей для физических лиц (ст. 15.25 КоАП РФ).
Далее, валютные резиденты должны ежегодно подавать отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов (ОДДС) не позднее 01 июня года, следующего за отчетным (п. 7 ст. 12 173-ФЗ). То есть, если счет открыт, например, в октябре 2023 года, то период с октября по 31.12.23 является отчетным, соответственно, документ должен быть направлен не позднее 01.06.2024.
Штраф за непредставление ОДДС или направление по неустановленной форме варьируется и зависит от количества дней просрочки, а также того, совершено ли правонарушение впервые (п. 6 ст.15.25 КоАП РФ).
Когда подача отчета не требуется (п. 7 ст.12 173-ФЗ):
· нахождение лицом за пределами территории РФ более 183 дней в отчетном году (то есть, потеря статуса налогового резидента РФ;
· Если счет открыт в стране ЕАЭС или в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, при соблюдении любого из следующих условий:
· общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет ИЛИ списанных с указанного счета, за отчетный год, НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей (т.е. ни отдельно списания, ни отдельно поступления НЕ должны превышать 600 тыс. руб.)
· остаток денежных средств на указанном счете по состоянию на конец отчетного года НЕ ПРЕВЫШАЕТ эквивалента 600.000 рублей, ЕСЛИ в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет НЕ осуществлялось (т.е. на счет не должны зачисляться средства и при этом на конец года должна получиться сумма меньше 600 тыс. руб)
! При этом, важно понимать, что если вы уже уведомили налоговый орган об открытии счета, налоговики закономерно будут ждать и ежегодный отчет (и направят соответствующее требование). Поэтому, необходимо быть готовым продемонстрировать документально обоснование отсутствия у вас соответствующей обязанности (потерю статуса налогового резидента РФ в виде страниц паспорта со штампами о вьезде/ выезде, превышение указанных лимитов по счету и пр.)
Если вам требуется подробная консультация по отчетности, связанной с иностранными счетами, подготовка соответствующих документов, анализ операций на предмет их соответствия российскому валютному регулированию, обжалование штрафов и прочее, пожалуйста, обращайтесь, буду рада помочь!