Налоговые резиденты РФ

Счастливым обладателям иностранного счёта посвящается. Часть 2

В предыдущей статье мы разобрали «базовые» обязанности валютных резидентов, владеющих иностранными счетами.

Кратко напомню, они сводятся:

1) К необходимости уведомить налоговую об открытии/закрытии/изменении реквизитов вашего счета в течение месяца с момента наступления этого события;
2) К дальнейшей ежегодной обязанности подавать отчеты о движении денежных средств и финансовых активов не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, а также с учетом ограничений, указанных в статье 12 173-ФЗ (и перечисленных в предыдущей статье).

Помимо этого, валютные резиденты-физические лица должны соблюдать порядок проведения операций по своим иностранным счетам. Это касается и операций по зачислению, и расходных.



Разрешенные операции по зачислению средств на иностранный счет:

С 05.07.2022 на зарубежные счета разрешается зачислять иностранную валюту:

1) в пределах 1 миллиона долларов США в месяц;
2) за исключением случаев перечисления дивидендов, полученных от российских организаций, независимо от даты их получения;

перечисления арендных платежей от сдачи в аренду зарубежной недвижимости (такая практика появилась в 2024 году и при условии, что зачисления имеют характер предпринимательской деятельности, т. е. осуществляются систематически и, вероятно, более, чем от одного объекта недвижимости)

Во всех остальных случаях применяются общие нормы о зачислении средств на зарубежные счета, установленные статьей 12 № 173-ФЗ, предусматривающие неограниченное зачисление от нерезидентов, если счет открыт в стране с автообменом информацией (список стран).


Говоря об общих запретительных нормах 173-ФЗ, также необходимо иметь в виду, что

● валютные операции между резидентами в принципе запрещены (ст.9), за исключением операций между близкими родственниками и теми, кто находится вне РФ более 183 дней в году,
● валютные операции в наличной форме запрещены (ст.14)


Разрешенные и запрещенные валютные операции по расходованию средств зарубежного счета.

Расходование средств в пользу нерезидента осуществляется без ограничений, с учётом комментариев, указанных ниже:

1) разрешается покупка недвижимости (приобретение должно осуществляться с зарубежного счета, уведомленного в налоговой, объекта, находящегося за пределами РФ). При это, если продавец — валютный резидент РФ, расчеты в иностранной валюте запрещены всегда, то есть, расчеты в данной ситуации возможны либо в рублях, либо, как в рублях, так и в валюте при условии иностранного валютного резидентства второго участника сделки;
2) покупка публичных ценных бумаг (приобретение должно осуществляться именно с зарубежного счета, уведомленного в налоговой, ЦБ, хранящихся у иностранного депозитария);
3)сделки с акциями частных иностранных компаний с участием недружественных лиц- запрещены без разрешения Правительственной комиссии, сделки с долями разрешены (при соблюдении лимита в 15 миллионов рублей при оплате в недружественной валюте, в иных случаях- без ограничений);
4) выдача займов в иностранной валюте и рублях недружественным нерезидентам — запрещено без разрешения Правительственной комиссии.

Займы в рублях «дружественны лицам разрешены без ограничений (до 30.09.2023 было возможно в любой валюте).

Штраф за незаконную валютную операцию- 20−40% от суммы операции (ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности — 2 года.


Если Вам требуется помощь в анализе ваших валютных операций, подбор альтернативных сценариев проведения сделки, уведомлении о вашем иностранном счете, буду рада помочь.



Made on
Tilda